Среда, 25 Март 2015 19:57

Программа воспитательной деятельности

Написал 
Оцените эту тему
(0 Голосов)
 123

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУ ДО

ДООЦ «Былина»

_______________________ Текунов Д.И.

15.05.2017 г.

Программа

воспитательной работы в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр

«Былина»

Информационная справка.

Полное наименование: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Былина»

Сокращенное наименование: МАУДО ДООЦ «Былина»

Юридический адрес: 173534, Новгородский район, д. Красные станки

Контактный телефон: 8921 607 88 49         

e-mail:bylina-ks@mail.ru

сайт: http://www.bilina-deti.ru

Учредитель: Комитет по  образованию Администрации Великого Новгорода

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдана Департаментом образования и молодежной политики Новгородской области 6 ноября 2015 года, серия 53Л01 № 0000715, регистрационный № 313.

Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр «Былина» принят общим собранием трудового коллектива протокол от 25.12.2014    2

Историческая справка:

МАУДО ДООЦ «Былина» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» путем изменения типа существующего муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр«Былина», созданного в соответствии с постановлением Администрации Великого Новгорода от 15.12.2000г. № 176 «О реорганизации муниципального учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Гверстянец» и постановлением Администрации Великого Новгорода от 16.02.2001 № 36 «О внесении изменений в постановление Администрации Великого Новгорода от 15.12.2000 № 176».

ДООЦ «Былина» как учреждение для оздоровления детей работает с 2001 года. На территории центра расположены 8 жилых корпусов для проживания детей, административно-хозяйственное здание, столовая, медпункт, баня, клуб. Для проведения спортивных занятий на территории оборудованы: футбольное поле, баскетбольная площадка, волейбольная площадка, площадка для игры в бадминтон, столы для настольного тенниса. В 2011 году центру было передано дополнительно 4 гектара земли, на которых оборудовали большое футбольное поле, волейбольную площадку и летнюю эстраду.

В настоящем оду   впервые организуется 4 смены, продолжительностью 21 день, наполняемость каждой смены 120 человек.

График заездов в 2017:

1 смена - 30.05 - 19.06;

2 смена - 22.06 - 12.07;

3 смена - 15.07 - 04.08;

4 смена - 07.08 - 27.08.

Организовано 5-ти разовое сбалансированное питание. В рацион ежедневно входят фрукты, соки, выпечка, молочные и мясные блюда, разнообразные салаты. Проводится витаминизация третьих блюд.

ДООЦ «Былина» принимает на отдых детей в возрасте от 7 до 17 лет. Он расположен на живописном берегу реки Малая Ниша, общая площадь составляет около 15 гектаров. Прекрасная природа, смешанный лес: сосны, ели, березы.

Проживание детей в домиках разной степени комфортности: со всеми коммунальными удобствами (горячей и холодной водой, туалетом, душем), частичными удобствами (с водопроводом и санузлом), в деревянном доме (удобства на улице), рассчитанных на 10 – 15 человек.

В 2017 году планируется принять по 120 детей в смену.

Пояснительная записка

Ожидание каникул – это мечта. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, о поиске «нового себя», о новых книгах, играх, прогулках, встречах с друзьями.  Летние каникулы – это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация – актуальная жизненная проблема, в решение которой неоценима помощь взрослых и, прежде всего педагогов.Для многих детей летние каникулы связаны с мечтой о поездке в загородный оздоровительный центр.

  Центром воспитательной работы ДООЦ «Былина» является ребенок и его стремление к реализации своих возможностей. Пребывание здесь для каждого подростка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования каждой смены.

Современные социокультурные изменения, происходящие в нашей стране не могли не затронуть проблемы воспитания подрастающего поколения, оптимизации процессов его развития и социализации. В связи с чем на первый план выступают такие ценностные понятия, как самоопределение, самоорганизация, духовное развитие и личностное творчество, свобода, выбор, взаимодействие и взаимопроникновение участников воспитательного процесса, отношение к ребенку и детству как уникальному периоду жизни.

Поскольку детский оздоровительный центр в настоящее время выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию, воспитанию   и  оздоровлению, детей,   то   он  выполняет  целый  ряд важнейших функций в обществе:

-          развивает творческие способности ребенка, через участие в различных видах деятельности;

-          способствует   его   оздоровлению,  закалке,   формированию культуры здоровья,

-          воспитывает    чувство    коллективизма,    вырабатывают коммуникативные навыки;

-     дает дополнительное образование.

Детский оздоровительно-образовательный центр способен и может стать активным субъектом реализации вышеназванных проблем, это своеобразное учреждение, в котором реализуются оздоровительные и воспитательные функции одновременно в рамках временного детского объединения. Педагогический процесс имеет свои особенности. Дети и педагоги реализуют свои интересы, потребности и возможности, что находит отражение в формах и содержании работы центра. Все вышеназванное подтверждает актуальность данной программы.

В течение летних смен будут работать профильные отряды:

1.      «Лесные Робинзоны» (1 смена) – 20 человек.

Сбор первичных данных об экологическом состоянии территории ДООЦ «Былина», и на основе полученной информации создание учебной экологической тропы.

2.      Самбо (2 смена) – 40 человек.

3.      Греко-римская борьба (3 смена)  – 23 человека.

4.      Танцевальный коллектив «Карусель» (3 смена)  - 15 человек.

5.      Танцевальный коллектив «СТИНТ» (4 смена) – 60 человек.

6.      Велоспорт (4 смена) – 28 человек.

При разработке воспитательной программы учитывалось то, что дети, отдыхающие у нас, имеют различный социальный статус: это не только подростки из обычных новгородских семей, но и из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и дети-сироты. В этом году таких подростков мы примем 60 человек. А также учитывался возраст детей, (от 7 до 17 лет (по Уставу).

Деятельность ДООЦ «Былина» основывается на принципах:

             -  Безусловная безопасность всех мероприятий;

             -  Учет особенностей каждой личности;

             - Возможность проявления способностей во всех областях деятельности всеми участниками лагеря;

             - Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности центра;

             - Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;

             - Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками центра;

             - Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;

             - Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника центра высказать свое мнение о прошедшем дне.

Цель ДООЦ «Былина»:

Основными целями деятельности ДООЦ "Былина" являются:

обеспечение необходимых условий для разностороннего развития личности, охраны и укрепления здоровья;

формирование навыков здорового образа жизни, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе;

формирование общей культуры личности обучающихся на основе их адаптации к жизни в обществе, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Задачами деятельности ДООЦ "Былина" являются:

обеспечение необходимых условий для разностороннего развития личности, охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваемости, формирования навыков здорового образа жизни, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптации их к жизни в обществе, формирование культуры личности детей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

организация процесса дополнительного образования для совершенствования физического развития, экологического образования и художественного воспитания детей и подростков;

организация содержательного досуга детей, создание максимального количества разнообразных клубных пространств, где нормы  и правила взаимодействия вырабатываются самими детьми;

повышение уровня культуры детей;

создание оптимальных условий для творческого роста и развития детей;

организация инновационной и экспериментальной педагогической деятельности на базе ДООЦ " Былина".

Содержательная основа ДООЦ «Былина»

Программа ДООЦ «Былина» построена на выполнении задач четырех основных блоков:

-  Оздоровление;

-  Самореализация;

-  Социализация;

-  Образование.

Основные блоки программы

1.   Блок «Оздоровление»

Блок «Оздоровление» определяется основными содержательными функциями системы оздоровительного отдыха детей в условиях летнего центра: - укрепление физического, психического здоровья и восстановления сил: единство оздоровительного и воспитательного процессов: саморазвитие и самореализация ребенка.

Блок «Оздоровление» раскрывает направленность содержания жизни в ДООЦ «Былина», которая оказывает благотворное воздействие на оздоровление и развитие ребенка. Спортивное направление (игры, соревнования, турниры, эстафеты, спортивные праздники, плавание, прогулки и соревнования), закаливание (солнечные, водные и воздушные ванны).

Профилактическая оздоровительная деятельность включает в себя создание условий проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, расширение адаптационных возможностей: профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, соотношение физических нагрузок труда и отдыха, закаливающие процедуры. Основной базой эффективности оздоровительных мероприятий являются: сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок дня, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, наличие гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни.

Профилактическое оздоровление реализуется через:

-      ежедневную утреннюю гимнастику:

-      закаливание (солнечные, воздушные и водные ванны), купание;

-      спортивно-оздоровительное развитие и воспитание детей - основа укрепления

здоровья детей, физической активности систем организма, повышение физической работоспособности. Оно способствует правильному развитию и закаливанию организма.

Физическое воспитание вырабатывает у детей привычку к систематическим занятиям физкультурой, а, следовательно, приобщает к здоровому образу жизни.

В реализации спортивно-оздоровительной деятельности необходимо использовать дифференцированный подход к оздоровлению детей, который должен осуществляться от принадлежности детей к той или иной группе здоровья. Исходя из состояния здоровья ребенка, акценты смещаются в сторону либо оздоровительных, либо лечебно-профилактических мер.

Спортивно-оздоровительная работа ДООЦ «Былина» осуществляется через:

-        спортивные игры, эстафеты, соревнования;

-        спортивные игры по станциям;

-        спортивные праздники, олимпиады, конкурсы;

-        спортивные турниры, многоборья;

-         спортивную кружковую работу.

2.   Блок «Самореализация»

В системе организованного отдыха осуществляется преемственность обучения и воспитания, содействуя раскрытию и развитию личности детей, что не только выполняет компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяет детям отдохнуть, снять физическую и психологическую нагрузки, но и создает новые условия для обогащения опыта, способствует развитию детской самореализации, инициативы и самодеятельности.

Приоритетом блока «Развитие» является ориентация на личность ребенка -создание благоприятных условий для развития:

-  творческого потенциала (талантов, дарований, способностей);

-  духовно-нравственных и эстетических качеств;

-  чувств: любви к природе, к родному краю: товарищества, доброты, сострадания: чувства «хозяина» (бережное отношение к лагерному и личному имуществу);

-  навыков здорового образа жизни;

-  гражданской позиции на основе уважения к государственным и народным традициям и праздникам.

Блок «Развитие» реализуется через общие и отрядные коллективные творческие дела, клубную и спортивно-оздоровительную работу: самоуправление и самообслуживание: интеллектуальные игры, игры по станциям, смотры, конкурсы. ежевечерние «огоньки» и т.д.

Духовно-нравственное развитие неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Эстетическое воспитание и развитие эстетической культуры личности строится на использовании народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

В процессе развития смены будут использованы различные формы для приобщения к прикладному искусству:

3.   Блок «Социализация»

Особое внимание уделяется в жизнедеятельности ДООЦ «Былина» процессу социального оздоровления и развития, которые рассматриваются как социально-педагогическое явление, характеризуются включением детей в различные виды деятельности. Новизной связей и контактов, в которые вступают дети, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников деятельности, повышенной коммуникабельностью, коллективным характером деятельности.

В данном блоке уделяется внимание развитию таких качеств как:

-   самостоятельности, дисциплины и волевых качеств (преодолеть себя, выработать определенный иммунитет к негативному влиянию социальной среды);

-  коммуникативных свойств личности, гуманного отношения между детьми, детьми и взрослыми;

-  эмоционального отношения к окружающему миру и действительности;

-  лидерских и организаторских способностей.

4.                                Блок «Образование»

«Лесные робинзоны»

Профильный экологический отряд «Лесные робинзоны» создается в целях:

– развития их интеллектуальных способностей, реализации дополнительных образовательных экологических программ, эколого-краеведческого  воспитания и развития детей.

Задачи профильного экологического отряда:

  • Изучениеприроды и истории родного края;
  • Освоение навыковисследовательской работы;
  • Организацияэкологического просвещения для всех участников лагеря;
  • Развитиепотребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;
  • Формированиеинтересак углубленному изучению окружающего мира;
  •  Изучениеприродно-рекреационных возможностей территории лагеря;
  • Приобретениенавыков экологически грамотного поведения и природоохранной деятельности.

Отряд комплектуется из числа воспитанников отдела дополнительного экологического образования Центра ЭОДЮТиО, учащихся  4 - 8-х классов.

Для учащихся ПЭО будут организованы занятия по следующим предметам:

1. Природные объекты ближайшего окружения.

2. Натуралистические знания и культура общения с природой.

3. Исследовательская  и проектная деятельность.

4. Экологическое просвещение.

5. Игровая экология.

Механизм реализации

Основным механизмом реализации воспитательного процесса является активность личности в организации отрядных и общих мероприятий. В воспитательном процессе должны реализоваться потребности личности в познании, общении, труде, досуге. Для развития творческих способностей детей в ДООЦ организовано художественно-эстетическое направление, творческо-прикладное, патриотическое.

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

Организационный модуль.

  • планирование, оформление;
  • подготовка материальной базы;
  • подготовка к сдаче приемной комиссии;

Оздоровительный модуль.

  • утренняя зарядка, закаливание;
  • осмотр медицинским работником;
  • влажная уборка, проветривание;
  • беседы о вредных привычках;
  • организация питания воспитанников;
  • спортивные праздники, подвижные игры;

Творческий модуль

  • коллективно-творческая деятельность;
  • участие в общих мероприятиях;
  • конкурсы, викторины, КВН;
  • музыкальные мероприятия.

Патриотический модуль

  • День памяти.
  • Конкурс военной песни, конкурс стихов о войне, природе, беседы.
  • Изучение природы родного края, экология.

Результативность

К ожидаемому педагогическому результату и критериям оценки следует отнести:

-  реализация творческого потенциала;

-  удовлетворенность детей проводимыми мероприятиями;

-  активность и участие;

-  физическое оздоровление и развитие участников смены;

- воспитание чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, малой родине, природе;

- изучение экологических проблем местности;

-  закаливание в естественных условиях;

-  формирование духовного оздоровления и развития личности ребенка;

- формирование активной жизненной позиции;

- успешная социализация личности в обществе.

Режим дня

8.30 – подъем

8.35 –гигиенические процедуры

8.45 – зарядка

9.00 – линейка

9.15 - завтрак

9.40– уборка комнат и территории

10.00 – мероприятия по плану

13.00 - обед

14.00 – тихий час

16.00 –полдник

16.30 –мероприятия по плану

19.00 – ужин

20.00 – дискотека/видеосалон

21.30 – отрядные огоньки

22.00 –гигиенические процедуры

22.30 – отбой.

Формы контроля реализации программы

Качественные показатели реализации программы:

- анкетирование детей;

- отзывы родителей;

- открытые мероприятия;

- выставки, экспозиции;

- участие в общегородском конкурсе вожатых;

- обмен мнениями на сайтах центра;

- фото - и видеоотчеты.

Количественные показатели реализации программы:

- аналитические отчеты заместителя директора по воспитательной работе (заезд детей, адаптационный период, основной период, анализ смены, анализ сезона);

- журналы воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Основные принципы программы:

    - социальная полезность

Обращение к тем проблемам, темам, образовательным и социокультурным областям, которые являются личностно значимыми для детей и которые недостаточно представлены в сфере основного образования. У детей формируются навыки содержательного проведения собственного досуга, целостное и эмоционально-образное восприятие мира;

   - многообразие направлений деятельности

Любой воспитанник найдет себя и достигнет определенного успеха в том или   ином виде деятельности, получит возможность освоения, а также развития навыков в детских объединениях;

   - свободный выбор вида деятельности

Ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности, использование историко-культурологического потенциала социума, приобщение к истории родного края в условиях центра, при этом профиль деятельности (предметы) не задается детям, а предлагается по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями;

   - личностная значимость

Развитие познавательной, творческой, социальной активности ребенка, его нравственных качеств, обязательная опора на содержание программы.

На основе этих принципов выстраивается работа, отвечающая социокультурным особенностям, возможностям и интересам детей, традициям и условиям проживания.

Концептуальные подходы

Все дети с радостью ждут летних каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, встретиться со старыми, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу.

С каждым годом инфраструктура центра обновляется, реконструируется, в нее входит: 8 спальных корпусов, четыре из них с удобствами, столовая, медпункт со всеми коммунальными удобствами, сауна, две артезианских скважины, родник, электроподстанция, в 2015 году планируется окончание пристройки к столовой, что позволит принимать одновременно в два раза больше обучающихся.

Жизнь в центре проходит под девизом: «Ни минуты покоя». Творчество, фантазии, современные технологии, нетрадиционный подход к делу - это те «волшебные кирпичики», которые легли в основу педагогической работы. Большое значение уделяется физическому, патриотическому, экологическому направлениям. Создаются все условия для творческого общения детей через работу творческих и спортивных коллективов.

Этапы реализации программы

Вся игра делится на три этапа:
   В организационный этап игры основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этот период длится 3-4 дня и заканчивается мероприятием, посвященным старту сюжетно-ролевой игры, на котором принимаются законы совместной деятельности в течение игры, происходит знакомство с главными героями игры и идеей.

   Основной этап занимает большую часть времени, 10-11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общей деятельности центра являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

С целью достижения максимального результата, в течение всего времени основного этапа, коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводятся отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела отрядные сборы, и др.

  В итоговый период изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвященное открытию тайны смены.

Кадровое обеспечение программы

Летний отдых – это кардинальное изменение процесса формирования

личности, это не просто смена деятельности ребенка, это активная пора в его социализации и образовании. Именно поэтому важно создать адекватные педагогические условия формирования личности в летний период.

Успех работы в первую очередь зависит от кадрового обеспечения и уровня подготовки кадров, их правильной ориентации на современного ребенка, их умения общаться с детьми, сотрудничать в творческой деятельности и разумно подходить к оценке своих возможностей.

Работа с детьми – это и радость, и определенные трудности, поэтому деятельность педагогов в летнем оздоровительном центре требует постоянного совершенствования. Нужно, чтобы педагог осознал всю ответственность, что ложится на его плечи, и почувствовал собственную значимость в организации летнего отдыха детей.

Основной костяк административно-хозяйственной службы остается постоянным, качественный уровень и уровень ответственности каждого сотрудника растет с каждым днем, их деятельность нацелена на получение общего результата.

С педагогическими кадрами дело обстоит сложнее. Только четверть педагогических сотрудников являются постоянными, обусловлено это временным характером работы. Педагогические кадры – это в основном работники образовательных учреждений Великого Новгорода и студенты.

Школа вожатых при Доме Молодежи Великого Новгорода готовит достаточно подготовленные кадры на должность вожатых, но, к сожалению, с 2017 года эта услуга платная. Для многих молодых людей это является препятствием. Поэтому методическую работу с педагогическим персоналом приходится проводить ежедневно, параллельно с работой центра.

Просмотренно 1775 Раз Последнее редактирование Вторник, 04 Июль 2017 11:54